Поиск  

На главную  О компании  Пресс-релизы  Контакты
   



Каталог   Цены   Технологии и материалы   Статьи и обзоры   Где купить   Ссылки





Библиотека









Библиотека





Добавить в Избранное


' ... ЗРЯ НЕ ШУМЯТ И НЕ ПОРТЯТ ЛЕС...'

Дата: 08.06.04
Автор: Константин Бекетов
Категория: Газовые горелки
Описание:

Ну, костры вообще-то жгут из сухих дров, а не из живых деревьев, так что лес особо не портится, речь не о том. Хоть леса у нас и много, но решительно настроенные товари­щи так и норовят оказаться севернее, южнее или выше его границ. Тут уже без какого-нибудь нагревательного при­бора не обойтись. Какого именно? Вот вопрос, которому и будет посвящен мой краткий обзор. Тенденция послед­них лет - повышение технической сложности путешест­вий: пешие и лыжные походы все больше сливаются с гор­ным туризмом и альпинизмом, да и водники стараются за­лезть повыше. То есть, в контексте нашего разговора, воз­можность развести костер в сложных путешествиях часто отсутствует.

В наши дни используются 3 основных вида нагреватель­ных приборов, разделяемых по виду топлива. Это:

а)         примусы, то есть приборы, работающие на бензине или другом жидком топливе;

б)         газовые горелки, потребляющие пропан/бутановую смесь;

в)         горелки на сухом спирте (гексане) и прочих подобных экзотических ресурсах.

           

            Немного особняком стоят гибридные конструкции, распро­странившиеся в последние 5 лет и именуемые 'мультитопливными горелками'. Но начнем с примусов в чистом ви­де. Примус - слово, столь прочное вошедшее в русский язык, что мало кто теперь знает, что это имя собственное, и принадлежит оно шведской компании; та, в свою оче­редь, позаимствовала словечко primus из латыни, где оно означает 'первейший'. Бензиновые примусы использова­лись еще в полярных экспедициях Амундсена (на эту те­му много интересного можно найти на сайте фирмы Primus), не говоря уже про восхождение на Эверест Хиллари и Норгея. Наша промышленность с довоенных лет производит примусы 'Шмель' разных модификаций. Все 'Шмели' до­вольно тяжелы и громоздки, но до известной степени на­дежны (чем древнее модель, тем надежнее; к сожалению, эта тенденция достигла своего логического завершения -творения последних лет почти неработоспособны уже при рождении). Над 'Шмелями' народная техническая мысль в свое время поиздевалась вволю: чего только на их осно­ве не сооружали.

Гораздо позже, чем 'Шмели', но тоже еще на памяти со­ветского туризма, появились более компактные и легкие 'Огоньки'. Злые языки говаривали, что за основу конст­рукции был взят очень хороший древний примус 'Фебус'. Причем конструкция почти не изменилась, но этого 'почти' хватило для ухудшения эксплутационных качеств по сравнению с оригиналом. Так или иначе, в конце 80-х на 'Огоньки' наблюдался настоящий бум. Разновидностью 'Огоньков' можно считать также агрегат с оригинальным названием 'Турист': это такой небольшой примусочек, уб­ранный в металлическую коробочку (ни дать, ни взять -ноутбук!); в народе его моментально окрестили 'Смерть Туриста'. В заботливых руках все эти модели вполне ис­правно работали, но при 'туристском' отношении выходи­ли из строя довольно быстро. Ибо народ изобрел несколь­ко 'неуставных' приемчиков в использовании примусов. Примусы доныне в ходу и популярны; одна из основных причин тому -дешевизна по сравнению с газовым обору­дованием. Причем дешевизна не столько приборов (это справедливо только для отечественных моделей, запад­ные, наоборот, обгоняют по цене газовые горелки), сколь­ко горючего. К тому же достать в глухомани бензин гораз­до проще, чем газ. Газовый баллон (причем конкретной си­стемы крепления) в глухомани вообще не найти. Из мно­гочисленных импортных примусов необходимо отметить старые модели типа уже упоминавшегося 'Фебуса' и бо­лее современные модели фирм MSR и ZIGG. Антиквариат -вещь вообще ценная...

Какие основные минусы примусов? Во-первых, бензин -жидкость, мягко выражаясь, вонючая. До Эры Пластиковых Бутылок бензин трудно было надежно упаковать. Пласти­ковые бутылки годятся отнюдь не все; эксперты утвержда­ют, что дело не в самой бутылке, а в пробке. Лучше всего бензин 'держат' пробки с характерной 'звездочкой' на внутренней стороне. В свое время проводился и тест на прочность самих бутылок: бросание с 5-го этажа и получа­совая игра в футбол заполненной бутылкой. В обеих номи­нациях выиграла бутылка из-под дорогой водки, что не­сколько озадачило: представьте, что для трехнедельной лыжной экспедиции вам понадобится освободить от содер­жимого два десятка бутылок.. .Во-вторых, немалая пробле­ма примусов -трудность их заправки. В-третьих, далеко не всякий бензин подойдет для нормальной работы приму­са. Дорогой примус подобен дорогому автомобилю: 72-й он 'не ест'. А в горном кишлаке трудно найти очищенный бензин 'Калоша'!

Не удивительно, что когда в начале 90-х у нас в стране на­чали массово появляться газовые горелки, народ воспри­нял их 'на ура'. Даже не обращая внимания на относитель­но высокие цены. И использование бензиновых 'Шмелей' или 'Огоньков'теперь воспринимается чуть ли не как нон­конформизм. Этакая 'пощечина общественному вкусу'. Все газовые горелки делятся на два больших типа:

1.       с вынесенным редуктором;

2.       'набалонные',т.е., крепящиеся сверху прямо на баллон с газом.

Набалонные горелки обычно более легки и компактны, но имеют две весьма неприятные особенности. Во-первых, за счет высокого центра тяжести они легко опрокидыва­ются вместе с посудой. Во-вторых, на морозе они Hе РА­БОТАЮТ. Горелки с вынесенным редуктором благодаря дли­не шланга позволяют манипулировать с баллоном, прину­дительно его подогревать. Самое простое - расположить его в относительной близости от огня горелки, сбоку или на крышке котла. Вопреки первому впечатлению, это от­носительно безопасно: если горелка работает, то есть кла­пан открыт, то лишнее давление автоматически стравли­вается, и выражается это как раз в повышении мощности. Если газ перестал гореть синим пламенем, периодически вспыхивает оранжевым, то это верный знак, что идет жид­кая фракция газа. Ни в коем случае не надо сильно нагре­вать закрытый баллон! Рванет - так уж рванет, по полной программе. Периодически возникают длинные споры во­круг возможности самодеятельной заправки фирменных баллонов. Тихо шепнем: 'Да, такое возможно, но мы вам этого не говорили!' Производители горелок и баллонов категорически не рекомендуют так поступать. Наконец, поговорим о мультитопливных агрегатах. Исхо­дя из названия, можно подумать, что штуковина работает 'на чем попало'. Это не совсем так. Весь смысл конструк­ции в том, что к одной форсунке можно прикрутить разные редукторы, входящие в комплект: для бензина и для газа. В остальном - похоже на газовую горелку со шлангом. Мультитопливные горелки не лишены некоторых .минусов (например: у большинства из них 'недружелюбный интер­фейс', попросту говоря - они сложны в обращении), недо­статочно надежны и позволяют в меньшей степе и зави­сеть от горючего.

В самом начале статьи был упомянут сухой спирт • насто­ящее время таких горелок у нас в продаже нет (и авто­ру не известен этот факт); однако у кого-то на руках еще сохранились опытные образцы, выпускавшиеся нашей про­мышленностью в конце 80-х годов. Но сегодня, в связи с распространением более удобных и 'экологичных' видов топлива и дефицитом тога самого сухого спирта, подобные горелки уже не используют, и они представляют, скорее, антикварный интерес.

Константин Бекетов

Материал взят с журнала «Вертикальный мир» №36 за 2003 г


Смотрите также: Наверх









    10/12/08
    Новая поставка одежды RedFox!!!

    29/12/06
    Ищите новые товары во всех! разделах каталога

    28/12/06
    В группе товаров «Для альпинизма» изменения: знакомьтесь с разделом «Петли и самостраховки»

    21/12/06
    Полностью обновлен раздел «Одежда».


     Все пресс-релизы





     











    Вы здесь:  Главная » Статьи и обзоры » Библиотека » ' ... ЗРЯ НЕ ШУМЯТ И НЕ ПОРТЯТ ЛЕС...'



    Каталог   Цены   Технологии и материалы   Статьи и обзоры   Где купить   Ссылки
      Rambler's Top100  

    Copyright © 2004 Компания «ТУРИОН». Все права защищены.
    Copyright © 2004 Сайт сделан в Студии Ансико.